Понедельник, 09.12.2024, 09:45Главная | Регистрация | Вход

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Главная » 2011 » Октябрь » 22 » Колесница, влекомая страстью
18:24
Колесница, влекомая страстью
«Желание – основа Вселенной, из желания возникло все живое», – говорится в древнеиндийском трактате. Это наглядно демонстрирует индуистский храм Солнца в Конараке.



Кто не слышал об эротической скульптуре индийских храмов? Туристы-европейцы отправляются полюбоваться ею в знаменитый комплекс Кхаджурахо. Однако он значительно скромнее и меньше по размерам, чем храм бога Солнца в Конараке (штат Орисса на восточном побережье страны), предпочитаемый самими индусами. Земля Конарака, где он находится, считалась священной с незапамятных времен, еще до того, как в XIII веке царь Нарасимха Дева построил здесь этот величественный религиозный ансамбль.

Угол Солнца «Конарак» в переводе с санскрита означает «угол Солнца». Индийцы верят, что некоторые из их богов живут в особых – сакральных – местах. Скажем, многие обитают в Гималаях. Ну, а для бога Солнца вполне естественно жить на востоке, на берегу моря, откуда он появляется по утрам. Конарак прославлен разными чудесами. Здесь, по преданию, вылечился от проказы Шамба, сын бога Кришны, заболевший из-за своего любопытства. Он подсматривал за любовными забавами отца, чем вызвал его гнев и проклятие.

Кришна наказал сына страшной болезнью. Шамбе ничего не оставалось делать, как идти к исцеляющему проказу месту и молить бога Солнца о милости. Царь Нарасимха Дева якобы тоже болел проказой и молился богу Солнца, прося его об исцелении. Когда он выздоровел, то повелел возвести храм. По другой версии, храм был построен как памятник победы над врагом – Нарасимха Дева прославился в истории Индии тем, что сумел дать отпор мусульманским завоевателям.

Он истратил на постройку этого религиозного комплекса огромные средства, которые равнялись сумме государственных доходов за 12 лет. Однажды Нарасимха Дева посетил стройку. Резчик скульптур был так увлечен работой, что не заметил, как к нему подошел царь. Около мастера сидел помощник, подававший ему пан (жвачку из листьев бетеля и извести). Скульптор, не оборачиваясь, протягивал руку за паном и продолжал свое дело. Царь, знаком повелев помощнику отойти, сел рядом с резчиком и подал ему пан из своей коробочки, когда тот протянул руку. Мастер почувствовал, что вкус у жвачки другой, обернулся и, увидев Нарасимху Деву, бухнулся ему в ноги, но царь поднял его и сказал: «Мастер, ты достоин того, чтобы царь служил тебе подмастерьем», – столь восхищен он был работой художника.

Когда-то у ступеней храма Солнца плескались волны Бенгальского залива, но за семь столетий море от него отступило. Вместе с морем исчез и крупный порт, и густонаселенный город. Нынешний Конарак – захолустная деревенька. Но дважды в году жизнь здесь снова бьет ключом. В дни весеннего и осеннего солнцесостояния на праздники, посвященные богу Солнца, в Конарак прибывают на специально заказанных религиозными объединениями автобусах сотни тысяч паломников. Они отправляются через всю Индию, чтобы увидеть бога и быть увиденными им. Лицезрение изображения бога, или, выражаясь по-современному, медитативная концентрация на образе, имеет в индуистском культе первостепенное значение. Еще до восхода солнца паломники идут к водоему – примерно в двух километрах от храма, – где совершают ритуальное омовение. Когда-то там протекала судоходная река Чандрабхага. Сейчас остался пруд, наполненный, как считают верующие, священной водой исчезнувшей реки.
Затем они направляются к берегу моря встречать восход и, когда красный диск отрывается от вод морских, спешат обратно к храму Солнца и к храму Девяти планет, что стоит с ним рядом.

Изрядную часть посещающих храм в Конараке паломников составляют представители весьма востребованной в Индии профессии – астрологи. Считается, что без благословения
Солнца и Девяти планет им не достигнуть в своем ремесле высот.
Златоглазый бог Бога Солнца зовут Савитар. Другое его имя – Сурья. Поклонникам йоги оно известно по названию одного из главных упражнений, с которого начинается
выполнение комплекса асан: «сурья намаскара» – «приветствие солнцу».
Древнейшее собрание индуистских гимнов «Ригведа» так описывает Савитара-Сурью: златоглазый, златорукий, златогубый и златоволосый, с золотым блестящим оружием, он
восседает на золотой колеснице, влекомой семью золотыми белоногими конями. СавитарСурья оживляет природу и приводит ее в движение, он – друг дома и даритель
благословения, он прогоняет плохие сны и освобождает от грехов. Ему посвящена молитва «Савитри», значение которой в индуизме можно сравнить с «Отче наш» для христиан.

Начинается она со слов: «Да обретем мы желанное сияние бога Савитара, который да вдохновит и очистит от всякой нечистоты помыслы наши…» Бог Солнца страстно и
безнадежно влюблен в богиню зари розовогрудую Ушас. Он преследует ее, но в тот момент, когда почти настигает ее своими лучами, она исчезает и появляется лишь рано утром следующего дня, маня привлекательностью, обольщая, заставляя Савитара вновь и вновь проделывать весь путь по небосводу. Страстное желание влюбленного бога дает свет и тепло всему живому… Жрицы обольстительного танца Ансамбль храма Солнца состоит из трех частей. Одна часть сооружения – танцевальный павильон, который находится отдельно от других. Здесь некогда храмовые танцовщицы и куртизанки (девадаси) исполняли ритуальные танцы, без которых не обходился ни один индуистский праздник.

Десятки девадаси своей красотой, доступностью и искусностью в любви привлекали зажиточных паломников. Они в течение многих столетий занимали положение, которое можно сравнить с положением жриц в храме Афродиты в Коринфе и с ролью гетер в общественной жизни Древней Греции. Некоторые из них становились замечательными писательницами, а также наложницами знатных, влиятельных и богатых людей.
Однако институт девадаси был в подавляющем большинстве случаев связан всетаки с проституцией. Девадаси являлись любовницами жрецов-брахманов, «лучших» паломников и покровителей храма.

Они еще в раннем возрасте венчались с богами и «свадебную ночь» проводили в храме, где бога представлял и замещал брахман, а затем вели жизнь, заполненную рабством и
трудом, хотя порой она дарила им минуты торжества и блеска.
Институт девадаси был отменен государством как безнравственный несколько десятков лет назад. В глубинке, правда, девадаси продолжают заниматься своим ремеслом, но, конечно, в таком известном месте, как Конарак, это невозможно. Индоевропейское братство Две другие части храма – помещение для публики и святилище – соединены. Первое из них построено в форме колесницы. Перед храмом – семь каменных коней в богатой сбруе; число семь символизирует семь дней недели. Тяжелая колесница стоит на 12 парах колес (диаметром чуть меньше трех метров). Их число указывает на деление года на 12 месяцев.Образ бога-колесничего существовал и в других странах, народы которых говорят на индоевропейских языках.«Древние греки верили, – писал Джеймс Фрезер в книге «Золотая ветвь», – что Солнце гонит по небу свою колесницу.
Поэтому жители острова Родос, поклонявшиеся Солнцу как высшему божеству, ежегодно жертвовали ему колесницу и четырех коней. Их сталкивали в море для того, чтобы они
служили Солнцу».

Западноевропейские карнавалы берут свое начало от древнего языческого культа Солнца. Имеются данные, что в древности и на Руси существовал праздник солнечной колесницы. Санные поезда на Масленицу – его отголосок. До принятия христианства на Руси почитали бога Солнца и в его честь пекли круглые, как само светило, блины.
Загадка каменных любовников Большинство изображений помещения для публики и святилища посвящены теме плотской любви. Существует легенда, что храм Солнца в Конараке строили 12 сотен скульпторов в течение 12 лет.
Все эти годы им было запрещено видеть своих жен. Царь считал, что в тоске по дому, по любимой мастера смогут живее передать в камне страсть и наслаждение любви.
Фигурки на стенах Конарака застыли в причудливых сексуальных позах. И индусы не видят в этом ничего неприличного – ведь здесь происходит встреча с богами. Они приучены к такому настрою с детских лет: девочки с 5 лет украшают цветами и поливают ароматическими маслами лингам (фаллос) Шивы – символ созидательной мощи этого бога.
На барельефах храма – воины и аскеты, которые развлекаются с женщинами.
Мужчины и женщины, которые помогают совокупляющимся удержаться в избранных теми чрезвычайно изощренных позах. Наконец, воспевается групповая эротика, в которой
принимают участие порой десять-двенадцать человек.

В чем же причина появления таких мотивов в индийском религиозном искусстве? Одни индийские исследователи полагают, что в этих эротических фигурах символически
изображено единение Атмана и Брахмана, то есть человеческой души и Высшего Божественного Духа. При этом они ссылаются на Упанишады – древние духовные сочинения, созданные за полторы тысячи лет до строительства храма Солнца, где действительно порой используется сексуальная терминология. Так, слияние индивидуального и космического «Я» сравнивается со сном без сновидений в объятиях любимой женщины.

Другие историки утверждают, что фигуры любовников предназначались для сексуального образования народа. Есть и еще одна версия: сексуальные позы в камне создавались для испытания духовной силы аскетов-йогов. Однако если это соответствует истине, то почему статуи водружались на храмы, предназначенные для миллионов простых богомольцев, а не были припрятаны в лесах, где те вели отшельническую жизнь? Отшельникам, приходящим на богомолье, и без того было не просто устоять перед прекрасными девадаси.

Примечательно, что в эротической скульптуре храма Солнца часто именно аскеты развлекаются со сладострастными партнершами. Некоторые считают, что они происходили из тантрических сект, а эротические сцены представляют их философию, в которой единение женского и мужского начала в соитии рассматривается как один из способов
достигнуть блаженства космического – Ананды.

Часто на любовников смотрят те или иные божества. Этот факт, считают специалисты, напоминает о культе плодородия, ведь в тантризме сексуальный акт – один из видов
пожертвования божеству.
Тантризм стал той идеей, которая объединила примитивные народные ритуалы плодородия с утонченной эпикурейской религией индийской элиты.
Согласно предписанию «Шильпашастры» – канонизированного руководства по строительству храмов, по крайней мере одна эротическая фигура в храме должна присутствовать.

Верование в ее благоприятные и охранительные функции ассоциировались с ритуалами оплодотворения ради возрождения земли, растений, животных и людей. Словом, половой
акт, а также сладострастный язык и жесты, мужской и женский детородные органы неотделимы от магии плодородия, а изображения секса рассматриваются как способ
предотвращения зла и установления благоденствия.

Но чем объяснить столь бурное проявление эротического мотива в сотнях вариаций в Конараке, если в соответствии с каноном достаточно одного-двух изображений?

Однозначного ответа нет.
* * * Великолепный храм разрушается, у индийских властей нет средств на его восстановление.
Высота башен, по прикидкам специалистов, составляла после окончания строительства около 70 м, но верхние их части рухнули несколько веков назад. Одни исследователи
полагают, что причиной разрушения послужило землетрясение или молния. Другие считают, что виной тому песчаный грунт, который неравномерно оседал, в результате чего
купол святилища дал трещину и рухнул.
Жители же соседних деревень рассказывают такую историю. Когда-то купол святилища завершал огромный плоский камень, который якобы притягивал к берегу корабли. Они
садились на мель и разбивались. Однажды на берег высадились пираты и сбросили тот камень вниз. Легенда эта похожа на правду – пираты действительно частенько грабили те
места.
Просмотров: 776 | Добавил: thelig88 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz