Обереги и ловушкиПервые наскальные изображения
лабиринтов относятся ещё к эпохе раннего палеолита (38 000 лет до нашей
эры). Они представляют собой семь линий, закрученных вокруг центра. Эта
форма считается классической для лабиринта. Знак лабиринта можно увидеть
на стене усыпальницы в Луззанасе на острове Сардиния, возведённой около
4000 лет назад. На греческом острове Пилос была найдена глиняная
табличка с рисунком из семи концентрических линий, возрастом около 3000
лет. Подобные рисунки встречаются на стенах пещер в Турции, Италии, США,
Латинской Америке.
Почему же изображения лабиринтов были так
популярны? С древних времён они играли роль магических оберегов. Так,
исцеляющая мандала индейцев навахо по форме тоже напоминает лабиринт. А у
индейских племён тохоно и пима (штат Аризона) принято украшать плетёные
корзины узором в виде лабиринта. По поверью, это служит защитой от злых
сил.
Этот символ присутствует практически в любой традиции как
олицетворение духовных испытаний. «Жизнь каждого человека – лабиринт, в
центре которого находится смерть, – говорит исследователь Майкл Эртон. –
Прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит свой
последний лабиринт».
Лабиринты бывают настоящие и ложные. В настоящих легко
заблудиться. В ложных это практически невозможно – все дороги сходятся в
одной точке. Иногда в лабиринте есть «ключи»-указатели, способные
помочь отыскать правильный путь. Если они известны ищущему, тот без
труда достигнет цели.
Как утверждает французский
философ-традиционалист Рене Генон в книге «Символы священной науки»,
лабиринт обычно открывает или запрещает доступ к определённому
священному или магическому месту. Во многих религиозных и мистических
обществах адептам предлагалось самостоятельно отыскивать путь в
запутанном, полном тупиков и ловушек лабиринте, и экзамен выдерживали
далеко не все. Иногда человек умирал от голода и жажды, так и не найдя
дороги вперёд или назад.
Между тем в данном случае речь шла вовсе не о
классических лабиринтах. Последние представляют собой, как уже
говорилось выше, кольцеобразные структуры с чётким центром посередине.
Дорожки в них не сообщаются между собой, и путешествие по виткам
лабиринта неизбежно приводит путника к центральной точке или возвращает к
точке изначальной.
Что же касается лабиринта-ловушки, то он на самом
деле являет собой головоломку-мейзу (от английского maze – «лабиринт»).
Мейзы не такие древние, как лабиринты, идея их восходит к
Средневековью. Как правило, у них несколько входов и выходов, тоннели
сообщаются между собой и образуют множество развилок.
Крокодил за углом
Лепсиус пишет, что один из
древнейших лабиринтов был сооружён примерно в 2200 году до нашей эры в
Египте на берегу озера Моэрис (ныне Биркет-Карун), расположенного к
западу от реки Нил. Постройка представляла собой крепость общей площадью
70 тысяч квадратных метров, внутри которой находилось полторы тысячи
наземных и столько же подземных помещений. Описание её даёт древний
историк Геродот: «Если бы собрать все стены и великие сооружения,
воздвигнутые эллинами, то, в общем, оказалось бы, что на них затрачено
меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт». Как
свидетельствует учёный, размерами сооружение превосходило знаменитые
египетские пирамиды. Паутина из дворов, коридоров, комнат и колоннад
являлась такой запутанной, что в ней невозможно было ориентироваться без
помощи проводника. К тому же большая часть помещений даже не
освещалась.
Каково же было назначение постройки? Она служила
усыпальницей для фараонов и... крокодилов, которые в Египте считались
священными животными, олицетворявшими бога Себека. При этом простым
посетителям запрещалось заходить внутрь и осматривать гробницы. В
сущности, египетский лабиринт являлся храмовым комплексом,
предназначенным главным образом для жертвоприношений богам. Над входом в
лабиринт были начертаны такие слова: «Безумие или смерть – вот что
находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят
здесь жизнь и бессмертие». Рассказывают, что многие смельчаки,
рискнувшие войти в лабиринт, не возвращались оттуда. Возможно, их
пожирали крокодилы, которые здесь обитали. Впрочем, жертвы могли
попадать сюда и не по своей воле.
После падения Египта комплекс на
берегу озера Моэрис тоже пришёл в упадок: колонны из красного гранита,
гигантские каменные плиты и отполированный известняк были расхищены, и
сооружение превратилось в развалины.
Монстру на съедение
Самым знаменитым
лабиринтом на Земле, благодаря древнегреческой мифологии, является
Критский. По преданию, он был построен в городе Кносе афинским
архитектором Дедалом. По структуре сооружение напоминало египетский
лабиринт, но размеры его, если верить римскому учёному Плинию, в сто раз
меньше.
Критский лабиринт имел исключительно религиозное назначение.
Он представлял собой храм Зевса Лабрандского. Кстати, основным символом
и атрибутом этого божества является топор (по-гречески – labrys).
Отсюда, полагают некоторые специалисты, и название labyrinthos
(«лабиринт»), фактический перевод которого звучит как «дом двойного
топора». Недаром на стенах дворца часто попадается изображение
двустороннего топорика. Такие же якобы были найдены в пещере, где
родился Зевс. Однако владыка острова царь Минос не зря заказал Дедалу
строительство лабиринта. Дело в том, что это сооружение должно было
служить прибежищем Минотавру – получеловекуполубыку, плоду любви Пасифаи
– жены Миноса и священного белого быка.
После того как Афины
потерпели поражение в войне с Критом, каждые девять лет афиняне посылали
на остров семь девушек и семь юношей, чтобы принести их в жертву
Минотавру. Все они бесследно исчезали в лабиринте… Так продолжалось до
тех пор, пока чудище не победил герой Тесей, сумевший отыскать дорогу в
лабиринте при помощи клубка Ариадны – влюбившейся в него дочери Миноса.
Несколько
раз Критский лабиринт подвергался разрушению, но затем его отстраивали
вновь. В 1380 году до нашей эры он был разрушен окончательно, однако миф
живёт и поныне. Его остатки раскопал Артур Эванс. Около 30 лет работали
английские археологи в районе холма Кефал. С каждым годом из-под земли
выступали всё новые и новые стены. Оказалось, что все они на разных
уровнях группируются вокруг большого внутреннего двора, соединяясь между
собой лестницами и коридорами. Вполне вероятно, что это действительно
то самое кносское чудо.
На колени!
Сегодня повсюду в Европе при
раскопках находят фрагменты мозаичных полов, выполненных в виде
лабиринтов. По крайней мере два декоративных лабиринта находились в
городе Помпеи, погибшем в результате извержения Везувия в 79 году нашей
эры. Один из них известен как Дом с лабиринтом. На полу здания –
мозаика, изображающая сцену борьбы Тесея с Минотавром.
Аналогичные
встречаются и в средневековых соборах. Выложенные цветными камнями,
керамической плиткой, мрамором или порфиром, они украшали полы храмов в
Риме, Павии, Пьяченце, Амьене, Реймсе, Сент-Омере. Например, в Шартрском
соборе переходы вымощены мозаикой XIII века: четыре соединённых между
собой квадрата с семью резкими поворотами в каждом. Их именуют
Иерусалимской дорогой, так как по ним должны были проползать на коленях
кающиеся грешники, распевая псалмы.
В состав многих таких мозаик
входят аллегорические изображения Тесея и Минотавра, сцен из Священного
писания. Современные богословы предполагают, что символ лабиринта в
христианстве служил для обозначения тернистого пути человека к Богу, на
котором путнику предстояло столкнуться с дьяволом в образе Минотавра. А
уповать можно только на веру, символом которой является нить Ариадны.
Утонувшие узелки
Небольшие каменные постройки
культового назначения в виде лабиринтов часто встречаются в Европе и
даже на территории России – на Ладоге, Белом море, на Балтике, на
побережье Баренцева и Карского морей, от Канина полуострова до Полярного
Урала. Они сложены из камней в виде спирали, диаметром от 5 до 30
метров. Внутри – узкие проходы, которые часто заканчиваются тупиками.
Когда
они появились? Скорее всего, в I тысячелетии до нашей эры, но есть
мнение, что ещё раньше. Местные жители приписывали их создание кельтам,
друидам и даже сказочным существам – гномам, эльфам и феям.
Более
1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня
сегодня можно встретить на Соловецких островах. Их называют северными
лабиринтами. В 20-е годы прошлого века археолог Николай Виноградов,
узник Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), исследовав каменные
лабиринты, пришёл к выводу: это святилища, оставленные каким-то древним
племенем. Они представляют собой символический путь в потусторонний мир.
Доказательством тому служат человеческие останки, сохранившиеся под
камнями.
Исследователь Вадим Бурлак в книге «Таинственный Петербург»
рассказывает о некоем блаженном страннике Никите, уверявшем, что вся
Северная столица стоит на «узелках» – лабиринтах, связывающих «землю с
небом, огонь с водой, свет с тьмой, живых с мёртвыми». На севере России,
уверял он, их построено великое множество. Каждый род или племя
выкладывали свой лабиринт. Если в племени рождался ребёнок, в сооружение
добавляли ещё один камень – он служил человеку чем-то вроде талисмана.
Для древних лабиринт представлял модель мироздания. Называли его и
хранилищем времени. Пространство внутри лабиринта использовалось для
проведения обрядов и ритуалов целительства. По «узелкам» люди определяли
и время ловли рыбы, сбора лечебных трав и кореньев, охотничьего
промысла. Однако большинство «узелков» в наши дни ушло в землю или под
воду.
Будуар Розамунды
В Европе в течение последних
столетий получили распространение садовые лабиринты. Это сады и парки с
множеством переплетающихся между собой аллей, где легко заблудиться без
проводника или специальных указателей.
В Великобритании их
устройство стало национальной традицией. Начало ей положил в XII
столетии английский король Генрих II, окруживший дворец своей
возлюбленной Розамунды Клиффорд в Вудстоке массой запутанных аллей и
живых изгородей. Лабиринт получил название Будуар Розамунды. О тропинке,
ведущей ко дворцу, знали лишь слуги Розамунды и он сам. Это была не
просто прихоть тирана – в те жестокие времена фаворитке короля постоянно
грозила опасность быть убитой врагами или интриганами. Однако, как
гласит легенда, предосторожность не спасла: ревнивая супруга Генриха,
королева Элеонора Аквитанская, сумела выведать у знающих людей тайну
лабиринта, пробралась в резиденцию соперницы и всё-таки убила её!
Самое
знаменитое из подобных сооружений в Англии – Хэмптон-Корт, построенный в
1691 году по заказу принца Вильгельма Оранского. В книге Джерома К.
Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» описываются блуждания героя в
этом лабиринте. И по сей день сюда съезжаются туристы, которым любопытно
узнать, действительно ли можно затеряться среди аллей Хэмптон-Корта.
Впрочем, говорят, что лабиринт на самом деле не так уж сложен и весь его
секрет заключается в том, что во время движения следует всегда
придерживаться лишь одной стороны.Лабиринты продолжали создаваться в
Британии и в относительно недавнее время. Один из них появился в 1988
году в Лидсе и состоит из 2400 тисовых деревьев. При этом дорожки
лабиринта образуют изображение королевской короны. В центр парка можно
попасть обычным способом – по аллеям, а вот чтобы вернуться назад,
приходится спускаться в подземный грот, вход в который расположен на
холмике, одновременно служащем смотровой площадкой.
Ещё одна
европейская традиция – разбивать лабиринты из дёрна. В центре обычно
торчит холмик или дерево, а к нему ведут дорожки в виде неглубоких
канавок. Как правило, эти лабиринты имеют форму круга диаметром от 9 до
18 метров. Но встречаются и квадратные, и многоугольные разновидности.
Сейчас в мире насчитывается 11 подобных лабиринтов: восемь в Англии и
три в Германии.
«Живые» лабиринты неизменно привлекают внимание
туристов. Они служат для последних своего рода интеллектуальным
развлечением и проверкой на сообразительность. Конечно, по-настоящему
заблудиться в извивах лабиринта трудно: гиды не позволят вам этого, но
острые ощущения хотя бы на время гарантированы.
Полшага до дурдома
Если нет возможности
путешествовать по реальному лабиринту, всегда можно уйти в виртуальный.
Давно вошли в моду различные игрушки-головоломки в виде лабиринтов, не
говоря уж о компьютерных играх.
Однако такие развлечения далеко не
безопасны, считают специалисты. Например, виртуальная игра «Лабиринт
смерти» оказалась противопоказана людям с неустойчивой психикой. Так,
среди психиатров ходит байка об инженере из Новосибирска, который почти
сутки провёл за игрой в компьютерный лабиринт, а на следующее утро
вернувшаяся из командировки жена обнаружила его возле компьютера без
сознания. На мониторе красовалась надпись: «Выход из лабиринта не
найден». Инженер угодил в психиатрическую больницу.
Леонид Володарский, известный переводчик и знаток эзотерических учений:
–
Лабиринт – это место притяжения космических энергий. По форме он
напоминает раскручивающуюся галактику, и это не может не влиять на
человека. Минотавр – человек с головой быка – символизирует, что в нас
живут две сущности: духовная и животная. Именно в лабиринте выяснялось,
какое из начал побеждает в человеке.
Прохождение через лабиринт часто
служило испытанием для соискателей древних магических и эзотерических
школ. Заблудившийся трус и паникёр оказывался в объятиях прекрасной
жрицы и оставался пожизненным рабом храма, выполняя отныне самую чёрную
работу. Если же человек внутренне спокоен, умеет преодолевать мысленные
соблазны, лабиринт придаёт ему энергии. Слабые же духом могут пережить
серьёзные психические потрясения. Отток жизненной энергии у них очень
трудно будет восполнить.
Владимир Жуков, психолог:
– По юнгианской
аналитической психологии, лабиринт содержит в себе возможности и
выхода, и гибели. Так, в лабиринте Минотавра спасение герою приносит
путеводная нить, которая, как материнская пуповина, поддерживает его
среди тьмы и ужаса. Сегодня учёные различают три состояния мозга:
бодрствование, сон и изменённое состояние сознания, иногда называемое
трансовым. Именно в нём мы находимся, когда грезим, медитируем,
перебираем в уме образы. Транс способствует творчеству, созиданию,
поиску ответов в кладовых бессознательного. Чтобы войти в это состояние,
нужна неопределённость, отключение рационального мышления. И условия
лабиринта подходят для этого наилучшим образом. По-настоящему запутанный
лабиринт для нас рационально непостижим. И тогда человек вынужденно
обращается за помощью к иррациональному в себе – к интуиции, к
ощущениям, к Богу.