Среда, 22.01.2025, 11:48Главная | Регистрация | Вход

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Главная » 2011 » Октябрь » 22 » Великолепная семерка
17:55
Великолепная семерка
Почитание этой цифры восходит к заповедям Ветхого Завета.



Помните, в «Пиковой даме» у Пушкина? Герман овладевает тайной трех карт, делающих игру беспроигрышной и сулящих игроку богатство. Эти карты – тройка, семерка, туз. Не знаю, как вам, читатель, но лично мне сначала казалось, что значения карт Пушкин выбрал произвольно. Мог бы «подарить» Герману, к примеру, пятерку, десятку и короля.
Но со временем я обратил внимание на то, что цифра три играет особую роль в нашем сознании. С ней, например, связано множество пословиц, поговорок и примет, бытующих в нашей жизни. Таких, как «Две собаки дерутся – третья не лезь», «Три дела должен сделать человек: построить дом, посадить дерево, вырастить сына», «Помни три дела: молись, терпи, работай». В русских сказках действуют три богатыря, три сына и даже трехголовый змей.

Само собой напрашивалось, что подобное почтение к тройке уходит в толщу христианского религиозного сознания – в веру в Отца, Сына и Святого Духа. Что касается туза, то он, как нечто наибольшее, решающее, мог быть связан со Всевышним на небе и царем на земле. Туз в любом случае считается чем-то главным, исключительным. Ну а семерка задолго до Пушкина считалась числом счастливым. Пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость и содержащие цифру семь, существуют в изобилии, их легко вспомнит каждый. Пушкин, как известно, был человеком суеверным, вот и внес эту цифру в тайну старой графини. Но откуда она взялась, эта семерка? Откуда эти «Семи пядей во лбу», «Семеро одного не ждут» и даже «Семь футов под килем». Тут дело обстоит посложнее, хотя тоже имеет отношение к религии. Однако не к христианству, а к той, законы которой ему предшествовали, – к иудаизму и его Священной книге Торе, которая составляет пять первых книг христианской Библии. Царица Суббота Еще в Средние века в недрах иудаизма родилось учение, называемое каббала.

В его основе лежит убеждение, что суть всех вещей составляют цифры и буквы еврейского алфавита. В каббале и родилось известное изречение «Все седьмые – любимые». Каббалисты заявляют, что опираются при этом на священную Тору.
Однако даже для не принимающих каббалу, но верующих и почитающих Тору евреев «седьмые» не только любимые, но еще и святые числа. Это качество «седьмых» наиболее ярко проявляется в седьмом дне иудейской недели – субботе. Почитание субботы и соблюдение ее как праздничного дня предписано Всемогущим Господом и является таким же ненарушимым правилом для верующего еврея, как, например, почитание распятия у христиан. Подобное отношение к субботе объясняется в Торе тем, что шесть дней Господь трудился над сотворением Вселенной и, решив, что сделанное им – хорошо, на седьмой день отдыхал. Потому и человек, созданный по Его образу и подобию, должен в этот седьмой день недели – субботу (шаббат) – поступать так же. Почитание субботы относится к заповедям, дарованным Богом Моисею на горе Синай. Начинается суббота с вечера пятницы, с появления на небе первой звезды. Любая работа в субботу, даже зажигание спички или заварка чая, считается тяжким грехом и по сей день. Нельзя ходить в гости, время следует проводить в кругу семьи, «встречая царицу Субботу». Достаточно вспомнить, как тяжело, чтобы добыть пропитание, трудились в древности люди, и становится понятно, почему седьмой день они считали воистину счастливым.

Отдых земли Однако одним нерабочим днем в неделю Тора не ограничивалась. Святость распространялась и на каждый седьмой год. При этом закон «субботнего года» касался не только человека. Существовала и «суббота земли». Швиит («шева» на иврите – семь) или шмита – таково было название этого «субботнего года». В течение столетий еврейские мудрецы – толкователи письменной и устной Торы – спорили о том, каким должен быть седьмой год, каких правил должен придерживаться еврей. В конце концов сошлись на трех установлениях:
1. Запрещено обрабатывать землю в год швиит.
2. Все, что порождает в этот год земля, считается бесхозным имуществом.
3. Год швиит отменяет все денежные задолженности.

Расскажем сначала о двух первых правилах. О третьем, претерпевшим наибольшие изменения, – позже. В двадцать пятой главе библейской книги Левит о первых запретах сказано вполне определенно: «Когда вы придете в землю, которую Я даю вам, будет земля покоиться в субботу во имя Господа. Шесть лет засевай свое поле и шесть лет обрезай свой виноградник, и собирай все плоды своей земли, а в седьмой год суббота суббот будет земле, суббота во имя Господа: поле твое не засевай и виноградника твоего не обрезай…» Запрет обрабатывать землю в год швиит в самом общем виде означает, что все работы, цель которых – выращивание и улучшение растений, запрещены, а все работы, цель которых – устранение убытков и вреда, разрешены. Особенно счастливыми в связи с указаниями книги Левит в «субботний год» должны были чувствовать себя безземельные бедняки и рабы. Ибо сказано в ней: «И да будут плоды субботы земли вам пищей: и тебе, и рабу твоему, и пришельцу, которые живут вместе с тобой; также скоту твоему и зверям, что живут на земле, да будет весь урожай ее в пищу».

Тора подчеркивает, что есть плоды земли можно, но нельзя ими торговать. Нарушающих это указание зачисляют в разряд людей, которые не могут свидетельствовать в суде, ибо нарушающий эту заповедь швиита ради погони за наживой легко может стать лжесвидетелем ради нее же. Хозяин земельного участка имеет право собирать на нем плоды, выросшие в год швиит, и даже продавать их – но при соблюдении следующих условий:

1. Количество продаваемых плодов должно быть очень небольшим и предназначаться для немедленного употребления.
2. В это время в саду и в поле должны оставаться такие же плоды, чтобы дикие звери могли без труда питаться ими. Но нельзя собирать плоды швиит в склады и кладовые. Когда они исчезают с полей, их также следует убрать из дома.
3. Плоды эти, по Торе, обладают святостью, поэтому их нельзя выбрасывать или использовать каким-либо необычным образом.

Вполне очевидно, что «седьмой субботний год» влечет множество трудностей и материальных убытков, связанных с торговлей плодами земли. Однако в Израиле верующие земледельцы по-прежнему пунктуально придерживаются требований Торы. А взамен работ, которые нельзя выполнять на земле, они находят другие работы. Те же, которые верят не слишком глубоко, находят хитроумный способ обойти правила «субботнего седьмого года». Накануне его наступления их земля продается неевреям. Так как законы швиита распространяются только на землю, принадлежащую евреям, земледелец получает право работать на ней.

Мы еще поговорим о хитроумных способах избежать правил «седьмого года», а пока следует отметить социальный смысл швиита. По крайней мере один раз в семь лет, согласно Торе, торжествует идея всеобщего равенства. Все евреи становятся равными – нет ни того, кто оказывает социальную помощь, ни того, кто вынужден ее принимать: все имеют равные права на плоды земли.

Швиит выражает и заботу о самой земле. Он дарит ей покой, свободу и благоденствие. Ведь и землю нельзя эксплуатировать непрерывно, периодически она должна отдыхать, накапливая силы для новых урожаев. Толкователи Торы приписывают «субботнему году» и духовный смысл. Освобождаясь от тяжкого труда на земле, человек получает целый год для того, чтобы отдаться духовной деятельности, принимать пищу для ума и души. В этом плане его можно уподобить еженедельному шаббату (субботе), когда после шести будних дней наступает пора отдыха от физического труда и молитвенного сосредоточения.
«Юбилейный год» Седьмой день, равно как и седьмой год, мог бы и впрямь становиться счастливым, если бы законы швиита исполнялись без колебаний и непременно всеми. К сожалению, в жизни не все так просто.

Находится немало лазеек, чтобы в данный седьмой год пренебречь ими. Дело в том, что, согласно Торе, правила швиита исполняются лишь в то время, когда действуют законы юбилейного года, указание на который мы находим в той же двадцать пятой главе книги Левит.

«Юбилейный год» празднуется один раз в 50 лет и имеет свои неповторимые особенности. Коротко говоря, этот год – год всепрощения и свободы.
Во-первых, все земли, проданные в течение «юбилейного года» должны возвращаться к своим первоначальным владельцам. Во-вторых, рабы-евреи должны быть отпущены на свободу. В-третьих, земля остается необработанной и плоды ее объявляются бесхозными, то есть принадлежащими всем. Но! Законы «юбилейного года» обязательны к исполнению только тогда, когда весь народ Израиля живет на своей земле.
Но с тех пор, когда был разрушен Первый Храм и десять колен Израиля были уведены в изгнание, законы «юбилейного года» не действуют. По букве закона получается, что швиит может не исполняться. Однако, заботясь о том, чтобы эти религиозные заповеди не были забыты, еврейские мудрецы приняли решение их исполнять вне зависимости от «юбилейного года».

Закон – что дышло Среди законов седьмого года существует один, вызвавший немало споров и экономических неурядиц в жизни народа. В Торе есть указание, чтобы ни один иудей, давший взаймы ближнему своему, не взыскивал долг с этого ближнего даже в последний день года шмита. Социальный смысл этого закона ясен: он состоит в том, чтобы дать возможность обремененному долгами человеку начать новую страницу в своей жизни, освободиться от угнетающих его материальных забот.

Конечно, у богачей, предоставляющих ссуды, этот закон восторгов не вызывал.
Известно, что было время, когда, боясь прощения долгов и пропажи своих денег, многие переставали давать в долг беднякам. И хотя Тора предостерегала: «Берегись, как бы не ожесточилось твое сердце…», это предостережение действовало слабо и не на всех: богатые грешили, а бедняки были голодными. Тогда еврейские мудрецы постарались найти способ избавить богатых от страха потерь и вместе с тем не отступить от духа Торы.
Живший в эпоху Второго Храма (более 2000 лет назад) величайший и авторитетнейший мудрец и толкователь Торы рабби Гилель Старший предложил так называемый прозболь. Его суть заключалась в том, что, когда приближается конец года швиит, заимодавец передает право на взыскание своих долгов суду – «бейт-дину», и тогда седьмой год не отменяет их. Суд составлял соответствующий документ, который и назывался прозболь. Именно так обстоит дело в наше время.

Некоторые раввины выступили против: может ли любой суд отменять указания Торы? Но большинство решило, что, поскольку к этому времени закон исполнялся не по букве Торы, а по решению мудрецов, желающих сохранить в народе память о швиите, такое решение возможно. В общем, мудрецы дали, они же в силу сложившихся жизненных обстоятельств и взяли… * * * Как мы видим, с течением времени счастливое значение «великолепной семерки» все уменьшалось и уменьшалось. Реально среди верующих евреев святым и счастливым остался только седьмой день недели – суббота. Но хотя число семь пережило большие перемены, в памяти народа оно осталось особым, счастливым числом и в этом качестве перешло, благодаря религии, в сознание других народов, особенно христиан и мусульман, которые с почтением относятся к Ветхому Завету.
Просмотров: 499 | Добавил: thelig88 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025 | Создать бесплатный сайт с uCoz